среда, 6 февраля 2013 г.

самоубийства стреди матерей одиночек

Японец в кино не боится смерти и будущего. Самое страшное тут уже произошло: после Хиросимы страна фактически живет в ситуации постапокалипсиса. Фантазмы японского кино не об ужасной смерти, а об ужасной, позорной жизни. Даже свойственный всем людям страх перед заражением, инфекцией носит тут другой характер: инфекция страшна не тем, что делает из тебя зверя или зомби, а тем, что мутации и уродства превратят тебя в аутсайдера и изгоя.

Сегодня социальное остается главной темой японского хоррора. Часто оно скрыто под слоем спецэффектов, позаимствованных из европейской традиции. Но, поковырявшись вPкишках и струпьях японских монстров, мы всегда столкнемся в итоге с чувством стыда (он заменяет японцу чувство вины) или ужаса перед исключением из группы.

Вплоть до 1970-х фильмы, сделанные наPоснове кайданов, как и самурайское кино, были эстетским зрелищем. Кайдан пугал зрителя не монстрами, а безвыходной ситуацией, в которой оказывались его герои. Призраки были как бы олицетворением совести персонажей, чувством долга, наказанием заPнарушения социальных норм.

Хотя духи и оборотни (обычно женщины) много веков были героями кайданов (традиционных рассказов о призраках), теат]ральных постановок и гравюр, в японском кино расцвет мертвецов начался только вP1950 1960-х годах. До и во время войны индустрия была занята духоподъемными самурайскими фильмами, а в период оккупации все традиционные жанры японского кино были и вовсе запрещены американскими властями.

В японской культуре хоррор всегда занимал особое место. Резня, двойные самоубийства, бледнолицые духи мертвых, жаждущих отмщения, все эти кошмары входят в канон традиционных японских театров: аристократического ноP(одна из пяти его разновидностей вообще посвящена исключительно потусторонней жизни) и разночинского кабуки (здесь источником большинства сюжетов была криминальная хроника). В ХХ веке японский кинематограф радостно подхватил эту многовековую традицию и научил весь мир качественно бояться сперва призраков, затем кровищи, потом тяжелых условий жизни. «Русский репортер» выбрал десять японских хорроров, по которым видно, чтоPпугало нацию в разные десятилетия и чего она боится теперь

«Сказки туманной луны после дождя»

От призраков-оборотней до работающих матерей-одиночек

От призраков-оборотней до работающих матерей-одиночек

Комментариев нет:

Отправить комментарий